ИНТЕРВЬЮ  


Квентин – вдоль и поперек
Перед тем, как выложить вам все самое интересное о Квентине Тарантино из того огромного количества материалов, которые пришлось переработать, я должен сказать, что у Квентина уникальная манера говорить. Само собой разумеется, его супербыстрый, супернеформальный стиль беседы не всегда можно передать в письменной форме. Но я попытался сохранить как можно больше речевых паразитов - "типа", "ну", "понимаешь", "короче", "в общем", "вот так-то", "как бы", которыми насыщена речь Квентина. Думаю, это поможет вам лучше понять индивидуальность и характер Тарантино. А вот все его бесчисленные "fuck", "shit", "pussy", "dick" и "asshole" из текста практически изъяты.


Еще немного для вступления... Люди, которые встречались с Квентином, характеризуют его так: дружелюбный, сообразительный и не старается контролировать себя. Любит Элвиса, чизбургеры и пиво. К месту и нек месту может начать петь, например - "Stuck in the middle with you".





--------------------------------------------------------------------------------------------------




- Естественный вопрос - о фильме "Криминальное чтиво". Каково осознавать, что твой фильм внесен в список 100 лучших кинолент всех времен и народов? Это ведь не просто какая-то награда, это официальный выбор американского кинематографического института (American Film Institute - AFI), который пал именно на "КЧ", а ведь были сняты миллионы лент!



QT - Дело в том, что бремя славы - это на самомделе легко, главное не относиться к решению AFI слишком серьезно... А по большому счету, "КЧ" должно быть в списке пятидесяти лучших фильмов. По крайней мере я бы обязательно поставил "КЧ" в мой персональный список "лучших пятидесяти фильмов". Ну, это, конечно, если бы мне позволили решать, вот так вот...
И в то же самое время, "КЧ", может, и вовсе не должен даже близко быть к списку лучших. Есть пятьдесят других кинолент, которые должны занять место "КЧ". Короче, это лишь дело вкуса.
Но, в конце концов, когда вся кутерьма кончается... Это по типу клево, что у меня есть такие достижения, что мой фильм попал в такой список! Это реально клево.



- Кажется, твой фильм "Криминальное чтиво" имел самый мощный успех из всех твоих работ. Как это изменило тебя, твой мир? Имело ли это для тебя большое значение?



QT - Я думаю, что я был мысленно подготовлен к успеху. Я всегда думал, что через свой труд я найду свое место под солнцем, войду в тот круг, где меня будут уважать. Я как бы всегда знал, что мои работы будут значимы и я займу свое место в истории кино. Я всегда полагал, что мое творчество взбудоражит этот мир. Я стремился к успеху и всегдажелал его. Но, понимаешь, это случалось очень быстро, и это было настоящим сюрпризом, вот.
Я стал "прилагательным" значительно раньше, чем я планировал стать.



- Прилагательным?



QT - Ну, понимаешь, теперь, кажется, каждый третий сценарий называют "тарантиновским" или "в стиле Тарантино".
Я не выпендриваюсь, совсем нет. Понимаешь, я не то чтобы не хочу быть известным, но если бы третьэтой известности убрать - вот это было бы здорово. Я раньше любил побродить в одиночестве, чтобы развеяться, а теперь я не могу этого сделать.
Если бы я попробовал снимать девочку на каждую ночь, это было бы самое замечательное, что можно выдумать, но я этого не делаю. Скучно, теперь это действительно легко, и я не хочу этим заниматься.



- А какая у тебя любимая сцена в "КЧ"?



- Я не знаю, на самом деле... Если бы ты спрашивал меня семь дней подряд, то получил бы семь разных ответов.












--------------------------------------------------------------------------------


- А у тебя была в детстве мечта?



QT - В детстве, я как бы думал, понимаешь, что стану актером. Вот. Я постоянно повторял себе: "Я собираюсь быть актером. Я буду актером".



- А какую работу ты получил на самом деле?



QT - Первая работа, которую я получил, вообще-то... Вообще-то, ну, перебивался захудалыми работенками для подростков... Ведь я в шестнадцать лет решил бросить школу, вот. И все ради того, чтобы стать актером. И вообще-то моей первой работой стало как бы... В общем, работал я в порнографической промышленности, вот. Понимаешь? И я как бы должен сказать, что порнография мне порядком наскучила. Воттак вот.



- А ты ведь и в тюрьме побывал? И, кажется, не один раз. Где-то проскакивала такая информация. Или все враки?



QT - Это самая настоящая правда. Фактически, я был в тюрьме три раза.



- За что?



QT - Да так, нарушал правила дорожного движения, не оплачивал штрафы за неправильную парковку. Просто вынимал квитанцию штрафа и разрывал ее. А обрывки развеивал по ветру.



- Часто это с тобой случалось?



QT - Да, было несколько раз.



- Несколько раз - это, скажем, шесть? Тогда, наверное, долларов на триста влетел?



QT - На самом деле на три тысячи.



- Три штуки за неправильную парковку?



QT - Не только... я не приходил по повесткам в суд... Короче, судья просто сходил с ума и в конце концов постановил отправить мне штраф в три тысячи баксов.
Таким образом, мне попытались преподать урок. Но это не сработало. Я продолжал нарушать правила дорожного движения. Но в конце концов был выписан ордер, где значилось, что если я продолжу нарушать, то мне влепят чуть ли не два с половиной года тюряги.
Поверь, когда тебе выпишут такой вот ордер, ты начнешь рулить очень осторожно. Это я тебе говорю совершенно точно! Если бы каждому водиле выписали такой ордер... То движение бы стало полностью безопасным. Каждый просто стал бы виртуозом вождения.



- Хорошо, а как долго ты был в тюрьме?



QT - Первый раз был три дня. Второй раз - два дня. И последний раз отсидел восемь дней.



- И заметь, все из-за каких-то штрафов за парковку...



QT - Ну, вообще-то нет. Не только из-за парковки. Нет, не только! Были ведь и нарушения.



--------------------------------------------------------------------------------


- В "Криминальном чтиве" есть элементы комедии. Это что, черный юмор? Скажи, как далеко ты можешь зайти, смешивая комедийные моменты со сценами насилия? Можно ли продолжать использовать комедийные приемы, когда речь в фильме заходитоб очень серьезных вещах?



QT - Понятно... Короче, я хочу сказать, что юмор - это увеличительное стекло, понимаешь, мы используем его, чтобы смотреть на общество, непосредственно на себя, на наши проблемы. Понимаешь, я хочу сказать, что юмор - как бы прием, который помогает нам понять многие вещи. Понимаешь? Фактически показывает все в перспективе, вот так.



- Ты и вправду считаешь, что "Криминальное чтиво" лучше, чем "Бешеные псы"?



QT - Понимаешь, некоторым людям нравится одно, некоторым другое.



- Ну, ответь. Как ты считаешь?



QT - Что касается меня - я люблю "КЧ" больше. Я действительно люблю этот фильм больше. Он более честолюбив, амбициозен. И его было тяжелее делать.



- Почему в твоих фильмах так много сцен насилия? Или это такой прием, который заставляет зрителей сидеть на краешке стула и трепетать?



QT - Да. О-о, определенно! Я хочу, чтобы люди смотрели фильм! О, я прошу вас, смотрите! Вы не можете как бы расстелить перед собой "Нью-Йорк Таймс" и разгадывать кроссворды и ребусы - и одновременно смотреть мой фильм. Понимаешь? Поэтому все, что я прошу: отложите все и смотрите фильм.



--------------------------------------------------------------------------------


- Откуда в повседневную жизнь приходит насилие?



QT- Ниоткуда. Вы можете сидеть на попе ровно, смеяться - и внезапно все меняется! И вы в бешенстве! Девочка спокойно снимает свои шпильки, и с размаху бьет своего парня по башке, на нее брызгают его мозги. Однажды я ожидал автобус на пересечении Вестерн и Санта-Моники, где ошиваются тучи шлюх. Так вот, рядом со мной стоит черная проститутка, видно, что трансвестит, и внезапно подъезжает микроавтобус. Из него выпрыгивает мекс – подросток с бейсбольной битой. Подбегает к черной шлюхе сзади...
Это было ирреально, я не мог даже слова вымолвить. Шлюха сама ощутила что-то, резко обернулась и увидела, что мексиканец готов ударить ее битой по башке. Она сказала угрожающе: "Не делай этого, я трансвестит". Это было потрясающе. Я был потрясен этим. А мекс стоит, замахнувшись бейсбольной битой, и думает, что делать. А шлюха снова говорит: "Не вздумай, сука, сделать это". И тут – бах! - он все-таки бьет ее. Проститутка начинает возмущаться - и внезапно шестеро других парней вылезают из микроавтобуса. В этот момент я решил отвалить, то же самое сделала и шлюха. Вот вам и насилие в повседневной жизни.



--------------------------------------------------------------------------------



- Слушай, а ты никогда не выходишь из этой "зоны самоуверенности"?



QT - А зачем? Я как бы не страдаю ложной скромностью. Я... я очень доволен тем, что я делаю, как я пишу, понимаешь? Я считаю, что я делаю свою работу неплохо. Вот.
Кстати, я никогда не считал себя писателем. Вот. Я всегда считал себя киношником, который сам для себя пишет.
Знаешь, иногда думаю: может, бросить все это? Потому что писателю не надо никаких киношных дрязг, ему нужны только ручка и лист бумаги.



- Почему ты работаешь?



QT - Писатель как бы писатель... Понимаешь, он должен иметь этот маленькийголосок внутри, который постоянно говорит: "Скажи правду".
Понимаешь? Таким путем: "Скажи правду, скажи правду". Вот. Я раскрываю тайны.



- А эта правда есть твой жизненный опыт?



QT - Точно. Это... это - правда, какой я ее знаю.



- Кстати, ты очень тяготеешь к мейнстриму, делаешь популярные вещи...



QT - А я не проповедую элитарность. Я не думаю, что аудитория - это тупой манекен, который стоит ниже меня. Я сам - аудитория. Вот так.
Знаешь, а это интересный вопрос. Люди меня время от времени спрашивают: "Когда вы снимаете фильм, вы думаете о зрителе?" Имой ответ: "Да, именно так я и делаю". Понимаешь, но зритель, о котором я думаю, это не какой-то безликий тип, которого я стараюсь предугадать. Это - я сам! Да, это - я сам. Я - аудитория. Я - парень, который идет и платит $7 или $8 в Нью-Йорке, понимаешь, за то, чтобы посмотреть фильм. Вот так.
Дейл Карнеги, "Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить"





--------------------------------------------------------------------------------

- Квентин, ты постоянно снимаешь кино про крутых мужиков. Может быть, у тебя есть какие-нибудь секретные немужицкие хобби?



QT - Да вообще-то легче рассказать о тех мужицких хобби, которых у меня нет. Я не зависаю в бильярдных. Я не играю в покер. И я не хожу смотреть футбол или какие бы то ни было спортивные соревнования. Для меня было бы настоящей пыткой, если бы меня заставили смотреть трансляцию Олимпийских игр по телевизору. И если уж я иду на "Доджер стэдион", так это в порядке вещей, потому что игра вторична, я иду туда попить пивка и потусоваться в интересной компании. Вот хоть убей – не понимаю, почему среднестатистический американский кинозритель не находит в себе сил посмотреть кинофильм в течение трех часов, но преспокойно наблюдает глупый, скучный, ужасающий футбольный матч в течение четырех часов! Я тебе скажу, что уж скучнее этой скуки нет ничего!
Вообще-то я выстроил много небольших теорий,и одна из них гласит, что никто на самом деле не любит спортивные состязания. Но мужики чувствуют, что они должны любить спорт, так что они ведут себя так, как будто они все без спорта жить не могут.



- Есть люди, которыетщательно выстраивают свой имидж. Часто основой их образа становится автомобиль. Как у тебя с этим обстоит?



QT - Понял. Знаешь, я не тащусь от автомобилей. Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения, та штуковина, которая просто перевезет тебя из точки А в точку Б. Помнишь тот красный Chevrolet Malibu, на котором рассекает Джон Траволта в "Криминальном чтиве"? Это моя тачка. Но мне на это совершенно начхать. На самом деле эта машина - попросту реальная заноза в заднице. Эта тачка простаивает у меня в гараже, я ей не пользуюсь. Однажды попробовал продать эту машинку. Она в отличном состоянии, на нее многие клали глаз. Но каждый покупатель начинал ужасносомневаться в качестве авто, все были уверены, что внутри есть ужасные поломки, раз я совсем этой машиной не дорожу. А я, по типу, объяснял им, что всего-навсего не хочу эту машину. Я уже ненавижу ее фактически. Оплатите мне, что я отдал за нее, и катитесь! Мне доставляет больше удовольствия ездить в моей малолитражке.



- Тонкие галстуки, белые рубашки, черные костюмы и темные очки. Почему именно так должны выглядеть "Бешеные псы"?



QT - Я думаю, что это много значит. В таком вот боевике прикид имеет большую смысловую нагрузку. Посмотрев фильм, вы должны захотеть одеться, как киногерой.
Вот даже я сам - после того, как я увидел Чоу Юнь-Фата в фильме Джона Ву "Право на жизнь" ("Better Tommorrow", встречается русский вариант - "Светлое будущее"), то сразу купил длинноепальто и темные очки и гулял по округе с зубочисткой в зубах. Каждый раз, когда герой фильма действительно крут, зритель должен захотеть одеться, как его кумир, даже пиво пить именно то, которое он пьет. Мне Кевин Костнер так охренительно понравился в фильме "Дурхамский бык" (Bull Durham), что я пил пиво Miller High Life долгое время.







--------------------------------------------------------------------------------



- Фильм "Бешеные псы" начинается с того, что мужики обсуждают особенности "fuck machine", а также постоянно вспоминают "dick, dick, dick" (dick – ругательное слово, означающее мужской половой орган – А.Г.) - и все это через лейтмотив лирической "Like a virgin" ("Словно девственница" – А.Г.), которую исполняет Мадонна. Как на это отреагировала поп-дива?



QT - После того, как она увидела фильм, она захотела встретиться со мной. Нет проблем, я приехал к ней в "Maverick", это ее кинокомпания. Мы в общем-то мило поболтали. И она подписала мне свой альбом "Erotica": "Квентину. Это – про любовь, а не про "dick". Мадонна".



- Приведи, если сможешь, самый простой пример: как возникает напряженность между мужчинами и женщинами.



QT - Женщины все время напряжены. Например, она просто цокает каблуками по тротуару, а какой-то парень идет позади нее - и внезапно возникает напряженность.
Разве этот парень собирается что-то сделать? Разве что-нибудьпроисходит? Женщина начинает что-то чувствовать - и парень тоже. Я сам частенько ощущаю нечто подобное. И вот я уже будто бы должен оправдываться: "Эй, я просто шагаю по улице". Ну, получилось так, что я иду там же, где она. Я просто иду позади этой женщины, а она думает, что я насильник. И я действительно чувствую себя виноватым, ведь я "уже насильник", хотя еще ни хренашечки не сделал дурного. Это меня понемногу злит, ведь я пытался думать о своих делах, а не о случайно встреченной женщине. И вот я уже, по типу, должен извиняться, мол, мне очень жаль, что я иду позади вас. А она думает: "Ну, почему, блин, я не могу даже спокойно пройтись по улице?" Вот так, на ровном месте, внезапно возникает напряжение, а порой - и гнев.



--------------------------------------------------------------------------------


- Хорошо, давай поговорим об актере Квентине Тарантино... Недавно ты снялся в "Маленьком Никки" (Little Nicky). Как все прошло?



QT - Была куча смешныхмоментов, когда я снимался. Это было действительно круто.



- Расскажи о своем герое. (Тарантино играет слепого пастора - А.Г.)



QT - Когда все раскручивалось, мой герой был как бы небольшим приколом, а затем создатели фильма, они как бы действительно полюбили этот персонаж. Они сменили его имя на Deacon (Дьякон - А.Г.), он вообще-то слепой проповедник. Они мне сказали: "Этот Дьякон был как бы простошуткой. Но мы собираемся расширить его роль". Таким вот образом они как бы продолжали добавлять гэг за гэгом, гэг за гэгом (gag - киношный термин, "юмористическая миниатюра". - А.Г.), и теперь мой Дьякон - повсюду в этом кино.Это было действительно круто, на самом деле прикольно.



- Я хочу спросить про фильм о Второй мировой войне, над которым ты как раз работаешь...



QT - Ну да, я писал этот фильмв течение всего последнего года. Фактически я писал сценарий в течение последнего года и собирал материал в течение полугода перед этим. Я прослушал курс лекций о Второй мировой в колледже. Я писал, писал, и уж точно у меня получится отличный, просто фантастический сценарий. И уж точно, как закончу его, так сразу займусь съемками фильма.
Сюжет такой: несколько парней выполняют специальную миссию, но это не будет похоже на те тупые фильмы, где компания крутых командос мочит плохих ребят. Мои парни попадут в сложную ситуацию, и им придется со всем этим разобраться. Все идет к тому, что их скоро казнят. Вот. И случается так, что возможна отсрочка. Ну, и все в таком духе. Короче, это не ваши нормальные герои, которые попадают в крупную переделку.



- А как ты относишься к критике?



QT - Уже давно научился не замечать журналистов. А мнение профессионалов и публики для меня имеет большое значение. Точно могу сказать, что я ненавижу: безапелляционные мнения типа "О, это гениально!" или "Это просто дерьмо!"



- Слушай, а расскажи, откуда ты берешь забойные мелодии для фильмов. Саундтреки к твоим фильмам - просто класс! Музыка играетбольшую роль в твоих фильмах. Когда ты пишешь, ты уже знаешь, какая песня оформит определенную сцену?



QT - Огромное, просто огромное количество песен уже вертится у меня в голове до того, как я собираюсь написать сценарий фильма. Некоторые, правда, я нахожу в процессе, пока пишу. Когда сценарий готов, кое-что отбрасываю, кое-какие музыкальные темы меняю местами, пока не найду для них нужное место. По типу этого... Поиск музыки даже помогает мне писать. Оченьважен аспект обнаружения ритма, в котором пойдет фильм. А делается это так: я с головой ныряю в свои старые записи и выискиваю нужный ритм для фильма, вот так все и получается.


Квентина Тарантино. 10.09.2000
- Последний ваш фильм вышел целых шесть лет назад. Наверное, тяжело, когда от вас так много ожидают?

QT -Знаете, обычно люди употребляют слово "тяжело" с негативным оттенком. Если и было тяжело, то я пошел на это сам, потому что хотел совершенствоваться, двигаться вперед. Я хотел, чтобы новый фильм был лучше "Криминального чтива". "Убить Билла" - кино для зрителя. Публика должна с ума сходить. Как на рок-концерте, понимаете, чтобы весь зал ходуном ходил.

- Фильм почти весь держится на Уме Турман. Как вы с ней работали?

QT - В этом фильме мы были настоящими партнерами. Сценарий написал я один, но мы о нем постоянно говорили. Я почти переехал в Нью-Йорк, чтобы быть к ней поближе. Ездил к ней в Вудсток, сидел там и писал. Она мне недавно говорит: "Не могу понять, почему в твоих фильмах я другая. Может быть, другие режиссеры, с которыми я работаю, хуже меня знают или..." Нет, она употребила не этот глагол. Не "знать", а "понимать". Она сказала: "Ты меня понимаешь".

- Ходят слухи, возможно, совершенно безосновательные, что у вас с Умой роман. Раз уж вы назвали ее своим партнером, я должен спросить: это правда?

QT - Да неужели? Нет. Ничего подобного.

- Может быть, эти слухи появились потому, что вы ее так замечательно сняли? Есть моменты, когда ее лицо дается крупным планом, - она выглядит потрясающе.

QT - Я всегда ищу эту искру в глазах, это дрожание горла. Работа режиссера еще и в том, чтобы не пропустить хорошую актерскую игру. Я со всеми актерами очень серьезно к этому подхожу. Материал с Майклом Мэдсеном я смонтировал таким образом, как будто он - женщина, и я в него влюблен. В готовом фильме все эти мелкие маньеризмы мне не просто нравятся, я без них просто жить не могу.

- В "Убить Билла" есть момент, когда Ума, говоря, что у нее ноги не двигаются, произносит слово "энтропия". Может быть, она хотела сказать "атрофия"? Она не ошиблась?

QT - Я хотел поправить, но, понимаете, Ума по-своему произносит слова. Она так сказала. Я решил так и оставить.

- Теперь понятно, что у вас с ней роман.

QT - ... (Смеется.)

- В "Убить Билла" драки ваших героинь, избивающих друг друга до полусмерти, здорово возбуждают. В этом есть что-то очень нехорошее, но волнует сильно.

QT - Да-а-а. Когда Ума дерется с персонажем Вивики Фокс, это заводит. Две красивые женщины, истязающие друг друга, - кулаком в лицо, головой об стену - это царапает посильней, чем с мужиками. Есть в женских боях что-то такое гадкое.

- Но ведь приятно?

QT - Когда реагируешь совсем не так, как, с твоей точки зрения, было бы правильно реагировать, это возбуждает, это очень сексуально - в музыке, в комедии, в литературе, в кино.

- А у вас не бывает такого, что вот вы написали что-нибудь такое... совсем уж извращенное, сидите в темноте и вдруг думаете: "Боже мой, если люди увидят это, они подумают, что со мной что-то сильно не в порядке..."?

QT - Я иногда боюсь, что уж слишком я откровенен в своих работах. Я говорю об очень, очень личных вещах. Тарантино в моих фильмах по экрану не бегает, но я пишу, исходя в той или иной степени из собственного опыта. Как писатель я вижу одну из своих задач в том, чтобы говорить правду, как я ее понимаю, раскрывать вам свои секреты, но так, чтобы вы не заметили этого.

- И что же такого глубоко личного в этом кино с мордобоем и женским кунг-фу?

QT - Здесь есть подтекст, который имеет отношение ко мне и к тому, что со мной происходило, когда я это писал, и который я должен либо забыть, либо переварить. Но я не хочу, чтобы все было совсем уж понятно.

- Вот вы выросли в Лос-Анджелесе, в районе Южной бухты, однако же в ваших фильмах нет традиционного калифорнийского антуража - никаких серфов и роликовых досок. Как так вышло?

QT - Дело в том, что мы жили далеко от пляжа, в довольно плохом районе. И в приятелях у меня в основном были не белые, а негры и мексиканцы. В 70-х годах, когда я заканчивал начальную школу, белые занимались серфингом, скейтбордингом и все такое. Я же жил так, чтобы не иметь с ними ничего общего. Я и на досках так и не научился кататься. И если белые мальчишки слушали Kiss, то я слушал Parliament.

- А что еще?

QT - Когда я был совсем маленьким, больше всего мне нравились вещи из хит-парадов. Первая пластинка, которую я купил, - это были The Partridge Family. Я до сих пор слушаю их записи. Я думаю, Дэвид Кэссиди на самом деле - один из самых недооцененных вокалистов в истории рок-н-ролла. Когда я подрос, соул как раз входил в силу, эта музыка звучала повсюду. Долгое время я был просто повернут на соуле. Но потом в мою жизнь вошла музыка, от которой я вообще сошел с ума; это случилось, когда я встретил свою первую настоящую "любовь на всю жизнь". Она была фанаткой Боба Дилана. И я вдруг подумал: "Я хочу быть в кино тем, чем Боб Дилан был в музыке". Боб Дилан стал для меня вроде как образцом для подражания - только в другой области. Вот чего я хочу. Не знаю, получится ли, но цель у меня такая.

- Как изменился кинематограф после "Криминального чтива"?

QT - Да не знаю я, как он изменился, но одно знаю точно. Во времена "Бешеных псов" и "Настоящей любви" считалось, что жестокость отталкивает обычных зрителей. Значит так. Я лично обожаю жестокость в кино. Мне это так же легко сказать, как кому-то произнести: "Я люблю мюзиклы". Но тогда считалось, что жестокость делает "Бешеных псов" фильмом для узкого круга. К тому времени как "Криминальное чтиво" вышло в прокат, мой зритель начал привыкать и к моей жестокости, и к моему чувству юмора. Какого только дерьма я не наслушался из-за жестокости "Криминального чтива", но я что-то не припомню, чтобы Дэвид Финчер, годом позже выпустивший "Семь", сталкивался с чем-то подобным. Может, потому, что он шел по проложенной мною дороге.

- Что, кроме чистого насилия, вы считаете самым важным в ваших фильмах?

QT - На уровне подсознания любой фильм для меня -это либо секс, либо наркотики. Либо торчишь, либо заводишься. Я не из тех ребят, кто пытается донести до зрителя одну большую мысль. Я не Оливер Стоун. То есть некоторые его фильмы мне очень нравятся, но просто они… просто он всегда зациклен на одной-единственной мысли. Если его фильм посмотрят миллионы человек, они все сделают один и тот же вывод. Я же - ровно наоборот.

- Я обожаю интервью с Оливером Стоуном, он несет все, что приходит ему в голову. Похоже, ему наплевать, что о нем думают люди.

QT - Я встречал его на больших голливудских вечеринках, он сильно поддавал. И вот смотришь на него и думаешь типа: "Во мужик, а?" Приятно видеть старого голливудского мастодонта в таком виде. Я садился рядом, пытался за ним угнаться. И пил-то он не в каком-нибудь грязном баре, а на корпоративной рождественской вечеринке компании New Line Cinema. (Смеется.)

- Мне всегда приятно, когда я слышу, что у какой-нибудь кинозвезды отказали тормоза и ее, например, где-нибудь без штанов поймали... или что-нибудь в этом роде. Именно таким должен быть Голливуд.

QT - Согласен. Я двумя руками за пьянку с минетом...

- Как вы думаете, в Голливуде больше не рискуют?

QT - В той или иной форме риск - неотъемлемая часть искусства. Рисковать все равно приходится. Честно говоря, я думаю, именно это лишает многих режиссеров жизненной силы. Я наблюдал, как талантливые дебютанты 70-х становились вялыми и бесцветными. Они выпускают по фильму каждые год-полтора. И заметно, что ходят на них все меньше, меньше и меньше.

- А кто не попал в эту ловушку?

QT - Мне кажется, таких почти нет. Одним из немногих был Стэнли Кубрик, хоть я его, вообще-то, не очень люблю. Его фильмы не стареют. Он такой живой, потому что не делал каждые два года по фильму. Кубрик снимал, когда ему это было важно. В этом я вижу проблему режиссеров 70-х. Первые 20 лет пролетают в сплошном рок-н-ролле. А потом наступают следующие 20 лет, и тогда приходится много извиняться и оправдываться за многие работы. Я такого не хочу никогда. Хочу, чтобы фильмы, которые я сделаю в конце жизни, были не хуже тех, что я делал в ее начале.

- Предположим, прошло 20 лет. Глядя оттуда, как бы вы оценили роль Тарантино в кинематографе?

QT - Я надеюсь, что через 20 лет люди будут считать меня одним из величайших режиссеров всех времен.

- А в легенде о Тарантино есть какая-нибудь совсем уж откровенная ерунда?

QT - Нет, легенда отличная, потому что это правда. Когда все это завертелось с "Криминальным чтивом", мои друзья говорили: "Мать честная! Это же, блин, Американская мечта". Вот что мне безумно нравится в Голливуде. Это же единственная в мире индустрия, где все продолжается золотая лихорадка. Неважно, бедный ты или богатый, никого не волнует, откуда ты взялся. Здорово. Это - Америка.

- Я думаю, после того как из Квентина Тарантино, работавшего в видеопрокате, вы превратились в Квентина Тарантино - создателя "Криминального чтива", ваши акции у женщин пошли круто вверх?

QT - Вряд ли какая-нибудь женщина сейчас для меня недоступна. Когда к тебе впервые приходит большой успех, это всегда... неважно, задрот ты или нет - все равно это немножко "Месть задротов". Приходишь такой, знаешь, и говоришь: "А, лапуля, привет!"

- Когда вы работали за гроши, вам не приходило в голову, что вы так и умрете неудачником?

QT - И да и нет. Дожив почти до тридцати, я ни цента не скопил на счете. Зато я верил, что я - художник, и это вопрос времени. Однажды, сидя совсем на мели, я попробовал писать роман. Шесть месяцев писал. И в какой-то момент думаю: "А не буду я его заканчивать. Потому что если закончу, это будет хорошая книга. И тогда я не стану режиссером. Я стану писателем, который пытается быть режиссером". А я ведь тогда в видеопрокате получал $10000 в год. И чем вкалывать на этой поденщине, не лучше ли было стать писателем? Твою мать, да конечно, лучше! Но я не хотел отвлекаться.

- А был такой момент, когда вы поняли, что все, мол, пора?

QT - Это был, кажется, мой день рождения, мне исполнилось 25 или около того, у меня был один из этих моих приступов отвращения к себе, когда думаешь, что ты вообще ничего путного в жизни не сделал, со мной это бывает раз в два года. И я принял решение: сваливаю в Голливуд. Удивительно, что потом все произошло относительно быстро. И если кому-то кажется, что в моих ранних фильмах есть настоящая сила, так это потому, что я так долго ждал, когда у меня будет возможность их снять!

- А откуда тогда сила в "Убить Билла"? Из-за шестилетнего перерыва?

QT - Это мой первый боевик. Я всегда преклонялся перед режиссерами, которые делают такое кино. На самом деле именно их я считаю настоящими режиссерами. И если я собираюсь играть в эту игру, я должен быть одним из лучших. Я не хочу делать неплохую работу. Я хочу, чтобы это с ног сшибало. Я много раз просматривал ту сцену из "Апокалипсиса сегодня", под "Полет Валькирий". И решил: хочу, чтобы мои боевые эпизоды были такими же классными. Только так. А если нет (стучит по столу), значит, я не такой крутой, как думаю. Понятно? Это был вызов самому себе. Тот ли я режиссер, каким хочу быть? Или я просто делаю то, что всегда, потому что у меня это получается? "Ты, парень, действительно хорошо пишешь диалоги. Вот и продолжай в том же духе. А от боевиков держись подальше, тебе их все равно не смонтировать". Поэтому тут был элемент... Я это называю "упереться головой в потолок" (бьет кулаком в ладонь). Я хотел почувствовать свой потолок. Фактически сознательно поставил себя на грань провала.

- Что вам не нравится в сегодняшнем кино?

QT - Все эти бескровные батальные сцены. В обоих "Звездных войнах" происходят огромные сражения, но всегда с роботами. Значит, безопасно. Значит, не страшно. Даже в "Двух крепостях", которые мне очень нравится, подготовка к гигантской битве сделана классно, а само сражение так себе. Персонажи из плоти и крови бьются со скелетами в мантиях, со сверкающими глазами. То же самое в "Пиратах Карибского моря". То же самое в обеих "Матрицах". Короче говоря, борьба кучки виртуальных людей с компьютерными чипами.

- Были в последнее время какие-нибудь картины, которые вас просто потрясли?

QT - За последние пять лет мне больше всего понравились два американских фильма - первая "Матрица" и "Бойцовский клуб". И чем больше я думаю о "Бойцовском клубе", тем больше он мне нравится. Мне кажется, там самые лучшие диалоги из всех, что мне приходилось слышать. Мне очень понравился ремейк "Психоза", сделанный Гасом Ван Сентом. Мне кажется, это один из самых крутых и интересных экспериментов в истории кино. Еще мне очень понравился фильм М.Найта Шамбала-бла-бла, или как его там зовут, называется "Неуязвимый". Это один из лучших в истории фильмов по комиксам. Я очень рад, что у него такой успех. Обычно у меня хватает опыта, чтобы не верить всему, что говорят критики, но именно на этот раз я им поверил и поначалу фильм даже смотреть не стал.

- 11 сентября и война с террором как-то повлияли на вас в личном или творческом плане?

QT - 11 сентября не очень меня потрясло, потому что есть такая гонконгская картина, в прокате она называлась "Пурпурный шторм". Это великий фантастический боевик. Они там взрывают здоровенный небоскреб. Это было сделано до 11 сентября, но выглядит почти точно так же. Если честно, мне после всего, что случилось, доставляло удовольствие приглашать людей на это кино, ни о чем им не сказав. Они были вообще в шоке.

- Но на каком-то уровне реальная ситуация 11 сентября, наверное, на вас подействовала...

QT - Мне было страшно, как и всем. "И в каком таком новом мире мы теперь будем жить? Белфаст тут, что ли, начинается?" И я вообще никуда летать не хотел. Я помню, все время думал (а в это время "Матрицу" снимали в Австралии): "А что, парень, если все это накроется? И от всего Голливуда останутся только ребята из "Матрицы". Вот смеху-то будет!" (Смеется.)


КВЕНТИН ТАРАНТИНО: "МАЛЕНЬКАЯ НИККИ ЗАСЛУЖИЛА ПРАВО НА МЕСТЬ"
- Теперь, после второй части "Убить Билла", я отказываюсь верить в то, что вы снимали один фильм, а потом Харви Вайнштейн якобы разрезал его на две части. Думаю, вы с самого начала знали, что это будут разные фильмы.

QT - Я всегда, всегда планировал сделать два фильма, и я долго ждал, когда это станет идеей Харви Вайнштейна. Сценарий - да, он был написан для одной картины. Я ломал голову: и как же это все засунуть в девяносто минут? Это же чистой воды три часа. Мне не хотелось терять ни мельчайшей подробности, и я себя утешал: "Это часть бизнеса, приходится чем-то жертвовать". Но в последний месяц съемок Харви Вайнштейн приехал на площадку и сказал: "Я застрелюсь, если хотя бы одну сцену придется вырезать. А давай выпустим два фильма?". Ура.

- Так, а "Убить Билла-3"?

QT - Мы знаем, что действие "Убить Билла" происходит не на планете Земля, а во вселенной, которую создал я сам. Я сотворил разветвленную мифологию, в которой существуют персонажи, биографии которых я знаю досконально. Зрителю не надо помнить о них все, главное, чтобы они доверяли мне как творцу. Да, я хочу снять третий фильм, но сделаю это несколько позже - может быть, лет через пятнадцать. Картина будет посвящена Никки, дочери Верниты Грин, героини Вивики Фокс, убитой в самом начале первого тома. Я прослежу, как она росла, как провела эти пятнадцать лет, как она тренировалась и как она дожила до того момента, когда у нее появится возможность отомстить за смерть матери. Маленькая Никки заслужила право на месть в той же степени, в какой заслужила его Черная Мамба, центральный персонаж первых двух частей. Может быть, в следующие шесть-семь лет я сниму пару сцен о взрослении Никки.

- Потом дочь Черной Мамбы будет мстить Никки - так может продолжаться до бесконечности...

QT - Вот-вот. Но, может быть, это наконец замкнет круг мщения в моей вселенной.

- На Каннском фестивале вы голосовали за корейский фильм Oldboy - это тоже история мести, но она рассказана по-другому. Там мы имеем дело с трагедией мстителя, у вас же месть приносит только удовлетворение и покой.

QT - Это был лучший фильм фестиваля. Мне кажется, это абсолютный шедевр - подобные появляются раз в десять лет, не чаще. Он превращает корейскую кинематографию в самое интересное культурное явление в мире. Что касается мести... Все зависит от того, как вы рассказываете историю мести. Режиссер фильма Чан Вук Парк снял два фильма на эту тему: Sympathy for Mr. Vengeance, Oldboy. Сейчас снимает третий - во всех трех картинах он приходит к разным выводам по поводу природы мести. Если месть идет рука об руку с любовью, есть большой простор для трактовок. Ты можешь показать трагедию мстителя. Ты можешь показать плодотворность мести, торжество справедливости. И ты можешь показать катарсис, восторг, удовлетворение, которые испытывает мститель.
Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру


 
Hosted by uCoz